[ad_1]
- Прозвища легендарных футболистов часто становятся настолько популярны, что не нужно даже объяснять, о ком идет речь. Достаточно сказать «Бобер», и болельщики сразу поймут, что это Всеволод Бобров — один из лучших футбольных и хоккейных нападающих сороковых — пятидесятых годов. А «Стрелец», конечно же, Эдуард Стрельцов. Но, в данных примерах все довольно просто, они образованы от фамилий спортсменов. А были и такие прозвища, докопаться до истоков которых не так легко.
- Вратарь Анатолий Акимов провел в большом футболе почти 20 лет, начал играть еще до войны, а повесил бутсы на гвоздь уже в пятидесятые годы. Выступал за московские клубы «Спартак», «Динамо», «Торпедо», ВВС. Высокий худой голкипер получил прозвище «Фитиль». В 1958 году писатель Лев Кассиль подарил Акимову свою книгу «Вратарь Республики», а в дарственной надписи указал, что именно он стал прототипом Антона Кандидова. Правда, когда Кассиль писал свое произведение, Акимову было лишь двадцать лет, он только начинал играть за «Спартак».
- В 1945 году московские динамовцы совершили триумфальное турне по Великобритании. Ворота «Динамо» защищал Алексей Хомич. Вскоре английские газеты восторженно писали, что ворота русских защищает «Тигр» — смелый и прыгучий. После турне Хомича и в Советском Союзе начали называть «Тигром». Владельцы лондонского «Челси» заявили, что готовы заключить контракт с вратарем, на что Хомич ответил: «Я не продаюсь».
- Льва Яшина называли «Черный паук». На футбольное поле он выходил в черном свитере, а в воротах стоял с широко разведенными руками. Казалось, что он закрывает собой всю площадь ворот, а мяч словно запутывался в паутине. Не раз случалось так, что футболист из команды соперника победно вскидывал руки, будучи уверенным в том, что мяч в сетке. А потом с досадой замечал, что он запутался в яшинской «паутине».
- В довоенном «Спартаке» блистал нападающий Владимир Степанов, трижды становившийся чемпионом СССР в составе «красно-белых». Степанов выделялся резким южным профилем, несмотря на то, что был уроженцем Москвы. Именно за этот профиль футболист и получил прозвище «Болгар». Его футбольная карьера закончилась трагично — в 1942 году Владимир попал под трамвай, и ему отрезало ступни ног. Трагедия не сломила спортсмена, он стал исполнять обязанности начальника клуба «Спартак», а затем перешел на тренерскую работу.
- Александр Виноградов был известным футболистом, выступал за ЦДКА и ВВС, дважды становился чемпионом СССР, а в возрасте 28 лет увлекся еще и хоккеем с шайбой, победив в 1954 году на чемпионате мира в составе сборной СССР. У него было необычное для того времени прозвище — «Баррель». Почему, объяснить никто не мог. Известный журналист Владимир Пахомов жалел о том, что, несмотря на дружеские отношения с Виноградовым, спросить о происхождении такого иностранного прозвища так и не решился.
- Петра Дементьева еще в дворовом футболе прозвали «Пека». В тридцатые годы «Пека» не раз вызвался в сборную СССР и выезжал с ней за границу. Об одной из таких поездок рассказал в своем рассказе «Пекины бутсы» Лев Кассиль. В Турции Петр разбил на твердом поле свои бутсы и отправился в магазин за новыми. Но, нашел только огромного размера, которые были великоваты для невысокого футболиста. Сам Дементьев назвал рассказ смесью «были и небылиц». По его словам, бутсы в Турции он не покупал, а приобрел импортный костюм.
- Родной брат Петра Дементьева Николай играл почти до сорока лет. Он был вдвое старше многих своих одноклубников. И отношение к ветерану было уважительное – его называли «Дедом» или «Тимофеичем». Сам «Тимофеич» считал, что мог бы выступать и дальше, но руководство решило, что пора заканчивать. А вот в матчах ветеранов Дементьев продолжал играть еще много лет.
- Однажды Валентин Бубукин поинтересовался у партнеров: «Когда привезут Фанеру». Имея в виду зарплату. Шутка одноклубникам понравилась, а к самому Валентину крепко приклеилось прозвище «Фанера». В конце пятидесятых годов Бубукин в составе «Локомотива» совершил поездку в Индонезию, где железнодорожники провели несколько матчей. Игра Бубукина так очаровала болельщиков, что в Индонезии с названием «Бубукин» начали выпускать крем для бритья, зубную пасту и даже шампунь, несмотря на то, что Валентин не отличался густой шевелюрой.
- Рано полысел и нападающий донецкого «Шахтера» Виталий Старухин. Это обстоятельство, плюс фамилия, дали повод для прозвища «Бабуся». Впрочем, головой Виталий играл феноменально, забивая ей голы даже из-за пределов штрафной площади. Такое не часто можно увидеть и в Англии, хотя англичане признанные мастера игры на «втором этаже».
- Болельщики московского «Динамо» отлично помнят знаменитую связку защитников Сергей Никулин — Александр Новиков. Много лет они цементировали оборону команды, отличаясь жесткой, на грани фола, игрой. И называли их соответственно — «Коса» (Никулин) и «Автоген» (Новиков). В одном из интервью Александр Новиков рассказал, что не щадил в игре ни себя, ни противника. И никто из футболистов-соперников не мог сказать, что Новиков нанес ему травму умышленно.
- Вратарь Владимир Маслаченко вспоминал, что в «Спартаке» его называли «Шура», а вот защитник Геннадий Логофет был «Вася». Почему-то одноклубники решили, что Маслаченко – Шура Балаганов, а его товарищ – Васисуалий Лоханкин. Причем, называли их так только в своей команде, о Васе и Шуре знали лишь «доверенные» лица. Сам Маслаченко считал, что обижаться на прозвища не стоит, главное, чтобы соблюдалась мера.
- В московском «Динамо» Александр Бородюк имел вполне предсказуемое прозвище — «Борода». Но, в конце восьмидесятых он уехал в Германию, где провел семь лет. Там его звали совершенно иначе — «Горби». Как оказалось, по фамилии М. С. Горбачева За переход Бородюка в клуб «Шальке» немцы заплатили 850 000 немецких марок и… зерноуборочный комбайн. Для Советского Союза это была хорошая возможность получить в качестве «бонуса» качественную сельскохозяйственную технику.
[ad_2]