Почему художник Левитан хотел вызвать на дуэль писателя Чехова

[ad_1]

Судьбы живописца Исаака Ильича Левитана и писателя Антона Павловича Чехова были во многом схожи. Оба были выходцами из небогатых семей, в детстве и юности довелось испытать немало трудностей, своим трудом добиться всенародного признания и уйти из жизни в молодом возрасте. На момент смерти Левитану было неполных 40 лет, а Чехову — 44. У них даже совпадал год рождения — 1860. В юности приехали в Москву из провинции, Чехов из Таганрога, а Левитан — из Сувалкской губернии. В Москве они и познакомились в конце семидесятых годов девятнадцатого века. В печати только начинали появляться небольшие юмористические рассказы «Антоши Чехонте», а Левитан был студентом Московского училища живописи. Там он и познакомился с Николаем Чеховым, а затем и с его братом — Антоном.

Левитан часто выезжал вместе с семьей Чеховых в подмосковное имение Бабкино, став для них близким человеком. Какзалось бы, с Антоном у них сложилась крепкая дружба на всю жизнь, но в 1892 году между друзьями, но в 1892 году между ними пробежала «черная кошка». Дело едва не дошло, по инициативе Левитана, до дуэли.

А началось все с того, что в ноябре 1891 года Антон Павлович завершил работу над рассказом «Попрыгунья», который был опубликован в январе следующего года в журнале «Север». Сюжет незатейлив: молодая красавица Ольга, жена талантливого врача, вдруг увлеклась художником Рябовским. Но, вскоре после публикации рассказа в печати, в адрес Левитана вдруг начали поступать язвительные шутки.

Оказалось, что в то же время у живописца был роман с Софьей Петровной Кувшинниковой. По «счастливому совпадению», ее муж, как и в произведении Чехова, был врачом. Сама Софья Петровна брала уроки живописи у Левитана и отправлялась с ним в путешествие по Волге.

Правда, реальные герои существенно отличались от литературных персонажей. Чеховской Ольге было лишь 22 года, а Софья Петровна Кувшинникова была почти вдвое старше. А сам Левитан был младше кувшинниковой на 10 лет. Но, все читатели, знавшие Левитана и Софью, в один голос уверяли — этот рассказ основан на реальных событиях. И прототипы хорошо известны.

Михаил Чехов, младший брат писателя, вспоминал, что Софья Кувшинникова была далеко не красавица, но умела привлекать к себе мужчин. Обладала хорошим вкусом и могла придать уют и красоту даже самому унылому жилищу. Сам Антон Павлович какую-либо связь между вымышленными и реальными героями отрицал, огорчаясь, что далеко не молодая женщина вдруг узнала себя в двадцатилетней красавице. Единственное сходство, утверждал Чехов, что муж врач, а любовник — художник.

Тем не менее, Исаак Левитан был в ярости, и заявил, что он намерен вызвать своего бывшего друга на дуэль. С большим трудом друзьям и знакомым удалось отговорить его от такого опрометчивого шаг. Но, отношения между Чеховым и Левитаном были испорчены на несколько лет, а Софья Петровна больше с писателем не общалась.

Примирение между Антоном Чеховым и Исааком Левитаном состоялось только через три года. В это время Чехов жил в своем имении в подмосковном Мелихове, к нему в гости собиралась приехать писательница Татьяна Щепкина-Куперник. Перед поездкой она встретила Левитана, который признался, он сильно страдает из-за того, что от былой дружбы с Чеховым не осталось и следа.

Щепкина-Куперник решила выступить в роли посредника, предложив Левитану отправиться вместе с ней в Мелихово. Зимним вечером к дому Чехова подъехали сани, из которых, к удивлению Антона Павловича, вышел Левитан. они пожали друг другу руки, словно ничего между ними не произошло. Левитан уехал уже на следующий день, оставив записку, в которой сообщал, что он очень рад возобновлению отношений.

Между тем, Левитану оставалось недолго жить, после перенесенного тифа в 1896 году у него обострилось тяжелое заболевание — аневризма сердца. Весной 1897 года Чехов сообщил в одном из писем: «Выслушивал Левитана. Дело плохо». Как врач, Антон Павлович прекрасно понимал, что болезнь друга перешла в неизлечимую стадию.

В 1899 году Левитан, по настоянию врачей, уехал в Ялту, в надежде на то, что южный климат поможет в борьбе с болезнью. Но состояние его продолжало ухудшаться. Вернувшись обратно в Москву, он почти не выходил из дома. 4 августа 1900 года он умер. А через четыре года не стало и Чехова.

Примечательно, что Чехов так и не оставил никаких литературных воспоминаний о Левитане, хотя об этом его очень просил Сергей Дягилев, редактировавший журнал «Мир искусства». Возможно, Чехов просто не хотел возвращаться к тем событиям, которые едва не привели к полному разрыву отношений между ним и Левитаном, а, без упоминания об этих событиях, мемуары были бы не полными.

В 2010 году в городе Плесе, где так любил бывать Исаак Левитан, была установлена скульптура «Дачница», изображающая женщину, сидящую на скамейке на берегу Волги. Как только скульптура была установлена, многие стали уверять, что эта женщина имеет явное сходство с Софьей Петровной Кувшинниковой.

[ad_2]

Новые Старые