В 21 веке мы упрощаем многие вещи в своем окружении. Посуда, мебель, элементы декора — все можно найти, купить, или заказать по индивидуальному плану. С разбитыми предметами, особенно посудой, разговор у нас самый простой — выбрасываем. Однако вместе с доступностью и изобилием товара, мы потеряли важную деталь — ценность. Как много в вашем доме вещей, которые имеют свою историю, свои воспоминания, свою философию?! И сегодня мы расскажем о том, как с помощью правильного ментального подхода из разбитой чашки сделать красивую и уникальную вещь.
Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.
Искусство кинцуги возникло в Японии XV-ого века, во времена правления сёгуна Асикага Ёсимасы. Этот период ознаменовался сильным влиянием идей Дзен-буддизма, а также ростом эстетики ваби-саби (изящность в простоте, скромная простота). Собравший при своем дворе целые штаты художников, поэтов и ремесленников сёгун Асикага Ёсимаса популяризировал среди японцев чайную церемонию (чадо), искусство аранжировки цветов (икебана) и уникальную тушевую живопись (суми-э). Интересен также тот факт, что чрезвычайным почетом и вниманием был удостоен в то время кодекс самураев Буси.
По легенде, сёгун Асикага Ёсимаса отправил в Китай разбитый чайный сервиз, который был чрезвычайно дорог его сердцу. Особо почитавший искусство чайной церемонии Асикага Ёсимаса был огорчен, когда увидел, что китайские мастера не нашли ничего лучше кроме как скрепить разбитую посуду уродливыми металлическими скобами. (Кстати, ремонт с помощью металлических скреп — популярная техника в ремонте керамических изделий. Эта техника использовалась в России, Китае, Англии и других странах) Тогда он поручил своим мастерам найти более эстетичные методы реставрации. Так и возникло искусство кинцуги.
Сегодня, японские мастера считают кинцуги частью практики Дзен и связывают его с философским принципом мушин, что означает «пустой ум» или «ум в отсутствии ума».
Мушин – это состояние, в котором ум не озабочен мыслительным процессом или эмоциями. Он пуст в том смысле, что является объективным и свободным от концепций и переживаний, оставаясь стабильным и независимым среди постоянно изменяющихся условий… Это состояние непривязанности и принятия изменчивости всего сущего — как естественного аспекта всей человеческой жизни.
Случается так, что не все осколки от чаши удавалось сохранить, но и это не останавливало мастера, желавшего продолжить жизнь чашки. Золотым лаком восстанавливались утерянные части.
Различают три основных разновидности кинцуги :
- трещина — использование золотой пыли со смолой или лаком вместо клея с минимальным(!) объёмом недостающих частей;
- мозаика дословно «заполнение отсутствующих фрагментов — выполняется золотом или золотой эмалью;
- стыковка — замена отсутствующих частей другими, подходящими по форме, но не обязательно по фактуре и цвету.
Современная японская эстетика высоко ценит детали, подчёркивающие износ от использования предмета: с такой точки зрения кинцуги выигрывает как с практической стороны, позволяя продолжать использовать вещь после её повреждения, так и с эстетической, выделяя трещины и следы ремонта в контексте продолжения, а не окончания, её жизни.